Вальдорфская | Сайт Школы и Детские сады Харькова

Вальдорфская

    «Школы Вальдорфа великолепно показывают путь к качественному образованию. Все школы прекрасно справлялись бы со своими задачами, используй они философию, лежащую в основе школы Вальдорфа.»

Доктор Бойер — Директор Образовательного Фонда Карнеги

История вальдорфской педагогики

Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. в немецком городе Штутгарте. Инициатива ее создания принадлежала Эмилю Мольту (1876 — 1936) — директору и совладельцу сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». Мольт обратился к Рудольфу Штайнеру (1861-1925) — немецкому философу и ученому — с просьбой создать школу и взять на себя педагогическое руководство ею. Затем, в первой половине 20-х гг., в различных городах Германии возникло еще восемь подобных школ. Все они стали называться, по «материнской школе», вальдорфскими.

Во второй половине 30-х годов немецкие вальдорфские школы начали подвергаться нарастающим притеснениям со стороны нацистского режима. К 1938 г. все они были закрыты, исключение составила школа в Дрездене, закрытая лишь в 1941 г. В 1945 г. она вновь смогла открыться, но вскоре была опять запрещена, на сей раз уже социалистическими властями ГДР. Школа снова возобновить свою работу лишь в 1990 г. Это символический факт времени.

Довольно скоро после открытия первой штутгартской школы аналогичные учебные заведения появились и за пределами Германии. Например, начиная с 1925 г., такие школы появились в Швейцарии, где они именовались «Школами Рудольфа Штайнера». С 1923 г. начали основываться школы в Голландии, называвшиеся Vrije School («Свободная школа»). Вскоре возникли школы в Англии (первая — с 1925 г. в Лондоне), Португалии (Лиссабоне), Норвегии (1926) и США (в 1928 г., в Нью-Йорке). Эти школы поддерживали духовную непрерывность движения в годы его запрета в Германии национал-социализмом. Эмигрировавшие из Германии учителя основывали вальдорфские школы в США, Бразилии, Южной Африке и др. странах.

В восьмидесятых — девяностых годах количество новых вальдорфских школ резко возрастает, так что к 2002 г. в ФРГ их существует уже более 170. В целом, в мире на сегодня имеется около 870 подобных учебных заведений. С 1989 г. они стали возникать и в странах бывшего социалистического лагеря (вначале в Венгрии, а затем в Польше, России, Румынии, Украине, Эстонии, Чехии). В рамках вальдорфского движения организовывались также детские сады, дошкольные учреждения (на сегодня — около 2000), а также лечебно-воспитательные учебные заведения и детские дома, которые также насчитываются сотнями. Эта динамика отчетливо показывает резкий рост общественного интереса к образовательным учреждениям вальдорфского типа во всем мире за последние двадцать лет.

В России также на сегодня (2004 г.) существует 25 вальдорфских школ и около 60 вальдорфских детских садов. При этом меньше половины вальдорфских школ работают как государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, основная часть российских вальдорфских школ являются негосударственными образовательными учреждениями.

Основные особенности:

  • специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;
  • принцип классного учителя, который «ведет» свой класс с первого по седьмой-восьмой год обучения; классный учитель ключевым образом влияет — разумеется, в сотрудничестве со своими коллегами и в кооперации с родителями — на учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы — «для ребенка учитель много важней предмета»;
  • возрождение традиции устного рассказывания, материалом для которого учителю служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.);
  • в младших и средних классах рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время главного урока, театральные постановки этих сюжетов интегрируются в учебный процесс;
  • выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования, а также рукоделия и ремесел;
  • в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность развивается волевая культура ученика;
  • установка на отсутствие разделения по социально-материальному признаку — «вальдорфская школа — школа для всех»;
  • отмена системы балльных отметок;
  • отмена второгодничества;
  • школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может развиваться свободно и беспрепятственно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями;
  • введение «гигиенической организации преподавания»;
  • занятия сориентированы на ритм дня, недели, года; предметы преподаются «эпохами» — в течение 3-4 недель один и тот же предмет на первом сдвоенном уроке, это ведет к концентрации учебного материала, а также дает учителю возможность органически, последовательно развивать материал в течение «эпохи»;
  • преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методикам;
  • еженедельные педсоветы («учительские конференции»), целью которых является постоянное обновление педагогики через углубление познания человека, а также профессиональное развитие учителя, этой цели служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики; значительная роль отводится коллегиальному самоуправлению школы учительским коллективом;
  • совместная работа родителей и учителей, посвященная выработке общего понимания задач образования, поддержке и развитию школы.
Просмотрено 3627 раз 1952 посетителями
Коментарии (0)

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Получать комментарии по электронной почте или подписаться без комментирования.

Вход

Статьи какой тематики вы хотите видеть на сайте?

Вы можете выбрать 5 ответов

Посмотреть результат

Loading ... Loading ...
Подробнее в этой статье

Свежие комментарии

Архивы