Марии Монтессори | Сайт Школы и Детские сады Харькова

Марии Монтессори

    «Чтобы воспитывать ребёнка, — надо его знать; чтобы его знать, — надо за ним наблюдать; а чтобы за ним наблюдать, — надо дать ему свободу.»

Мария Монтессори

Сегодня во многих городах существуют группы или детские сады и школы, работающие по методу Монтессори. Существуют группы от 0 до3 лет, от 3 до 6, и от 6 до 12. Педагоги обязательно прходят специальную подготовку. Эти группы существенно отличаются от обычных, традиционных — дети свободно передвигаются, играют и работают, берут любые предметы, самостоятельно ставят их на место. Тут можете быть уверенными, что кричать на вашего ребёнка или ставить его в угол никто не будет. К сожалению, создать в домашних условиях «среду Монтессори» сложно, необходимы знания и много дидактического материалла. Но кое-что родители, конечно, могут сделать.

Сама Мария Монтессори считала, что лучшей средой для ребёнка от рождения до трёх лет является родительский дом. Но следует учитывать, что эта среда обустроена так, как удобно взрослым, ребёнок тут находится в зависимой позиции. Самостоятельно исследовать окружающий мир он не может, даже когда умеет уже ползать или ходить, так как очень много интересующих его предметов стоят на высоких полках, в шкафах, и всё зависит от воли взрослых. Часто детей ругают за разбитую посуду, пролитую воду, рассыпанные крупы и т. д — но таким образом ребёнок получает личный опыт. Как можно научиться аккуратно пересыпать крупы, если родители не позволяют с ними играть? Поэтому попытайтесь создать максимально удобную среду для своего ребёнка, помните, что в этом возрасте ему надо много двигаться, изучать окружающие вещи, собирать и разбирать простые конструкции.

Вы всегда можете показать ребёнку какое-то действие, а потом дать ему возможность поупражняться самому. Покажите, как можно аккуратно наливать воду в разные ёмкости, перебирать крупы, чистить варёные овощи, гладить тёплым утюгом… Естествено, аккуратно получается не всегда — покажите, как после себя убрать. Давайте пробовать на вкус и запах разные продукты и вещества: сырой картофель, лук, лимон, специи. Знакомьте на ощупь с разными материаллами: древо, ткани, железо, лёд, наждачная бумага… Позволяйте исследовать ребёнку всё, что его интересует. Если вещь ценная, хрупкая или опасная, покажите несколько раз аккуратно, объясняя её свойства. Знакомьте с тяжёлым и лёгким, большим и маленьким, высоким и низким,толстым и тонким, со всем. Не бойтесь, что ребёнок маленький и не всё доступно для его понимания. Со временем вы увидите, что он очень хорошо всё усвоил.

С детьми этого возраста можно посещать 1,5 — 2 часовые занятия по системе Монтессори, вы будете находиться там вместе, педагоги подскажут, когда ребёнок будет готов отпустить вас и остаться в группе самостоятельно. Если у вас есть возможность, рекомендуем посетить хотя бы несколько таких занятий. Во-первых, детям интересно: новая обстановка, пальчиковые игры, различные материаллы для работы, стихи, сказки и т.д. Во-вторых, вы сами получите новый опыт взаимодействия со своим ребёнком, а также сможете оценить, что из увиденного вы можете делать дома сами. С трёх лет смело можно привести ребёнка в детский сад.

Основные принципы системы Монтессори:

Развивающая среда.
Все дидактические материаллы расположены в логической последовательности на полках, доступных для детей. Ребёнок сам может взять то, что его интересует. Взрослый, видя интерес у ребёнка к тем или иным материаллам, показывает, как с ними взаимодействовать. Причем его задача — показать так, чтобы ребёнок захотел работать дальше самостоятельно. Материаллы составлены так, что ребёнок сам может заметить ошибку и исправить её. Существует разделение на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область, математическая область, область развития речи, естественно-научная область. С шести лет среда меняется, происходит дальнейшее расширение окружения, каторое включает уже библиотеки, музеи, научные институты и т. п.

Свобода выбора.
Дети сами выбирают себе род занятий и их продолжительность. Это учит детей принимать самостоятельные решения, прислушиваться к себе, понимать свои чувства и потребности. Ребёнок воспитывается как личность, имеющая право на собственное мнение, растёт ответственным, активным и любознательным.

Правила.
В монтессори-группах существует ряд правил, которых должны придерживаться все: дети, воспитатели, родители, гости. Этих правил немного, они составлены так, чтобы дети могли их легко понимать и запоминать. Естественно, воспитатель в позитивной форме их постоянно напоминает, часто дети сами обучают новеньких.

Награды и наказания.
Их нет, как и нет привычных нам оценок взрослого: «правильно», «неправильно», «хорошо», «плохо» и т. п. Взрослые поддерживают каждого конкретного ребёнка и отмечают, что сейчас у него получилось лучше, чем раньше. Также детей не сравнивают друг с другом: Петя сделал лучше, чем Вася. Это позволяет детям заниматься тем, чем им нравиться, что важно для их развития, а не включаться в соревнование и стараться заработать хорошую оценку. Таким образом формируется уверенность в себе, позитивная самоценка, способность самостоятельно оценить результат своей работы.

Просмотрено 3789 раз 1510 посетителями
Коментарии (0)

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Получать комментарии по электронной почте или подписаться без комментирования.

Вход

Статьи какой тематики вы хотите видеть на сайте?

Вы можете выбрать 5 ответов

Посмотреть результат

Loading ... Loading ...
Подробнее в этой статье

Свежие комментарии

Архивы